motorov (motorov) wrote,
motorov
motorov

Categories:

4 мая 2005 года.

Продолжаю рассказ о театральных постановках в университете МАМИ, начатый здесь. (Лучше читать с начала).

А память людская жива

Не знаю, у кого как, но в мою личную историю эта постановка вписана моей же кровью. Я никогда так ни над чем не вкалывал, забывая собственное имя, как над этим спектаклем, посвященным 60-летию Великой победы. Положа руку на сердце: даже дипломная работа не сравнится с этой.



Мне очень тяжело говорить об этом спектакле (боюсь, не смогу остановиться), и я решил опубликовать отрывок из своей личной переписки. Тогда впечатления были свежее, а лучше я сейчас не напишу.

4-го мая торжественно завершилась наша эпопея с праздником Победы. В последние дни подготовка была очень похожа на тыл Великой Отечественной, как его показывают в кино. Люди работали на износ, почти не спали. Девчонки - актрисы, вокалистки, танцовщицы - помогали нашим самоотверженным реквизиторшам шить маскхалаты (иначе наш суровый босс Саша Люхтер пригрозил отправить всех из Дубны домой); бойцы из моей технической группы (о ней расскажу отдельно) экономили шурупы как патроны; режиссеры, как генералы из штаба, ставили все новые трудновыполнимые задачи - и их выполняли. А еще бойцы редко появлялись дома.



Так, перед выступлением я не был дома 4 дня, в ночь перед спектаклем только заезжал на 2 часа. Понятно, что спать я не ложился, хотя три ночи перед этим спал по 4 часа. Последние репитиции проходили в Дубне, куда я глубокой ночью приехал на Газели с декорациями, инструментами и реквизитом. На второй день мне дали техническую группу из 12 человек. Я разметил в зале, где мы репитировали, сцену ДК МЭЛЗ (там мы и выступали) и тренировал ребят, чтобы они выносили декорации для каждой сцены. Работа у них была тяжелой не только в физическом плане: они должны были четко помнить, что на какую сцену выносить и куда ставить. К тому же они должны были проделывать все это быстро, бесшумно и в полной темноте. А надо сказать, что все было подчинено недетскому размаху постановки: для всех интерьерных сцен мы даже нашли мебель - старую, которую можно было выдать за 40-е годы.



Мои бойцы не подвели: с их стороны не было ни одного косяка, а я даже позволил себе смотреть постановку, как белый человек - сидя в зале, а не бегая за сценой. Понятно, что даже когда все пошли на afterparty, я со своими ребятами остался все разбирать. Мы трижды полностью загрузили и разгрузили Газель.



Такая же тяжелая работа была только у реквизиторш: они сами изготовили целую кучу всего, очень многое нашли ценой невероятных усилий, а кроме того занчительная часть реквизита была взята в военных частях, на Мосфильме и киностудии имени Горького. Когда не удавалось сделать это официально, вопросы решались через каких-то знакомых, осторожные переговоры и даже взятки... Но разве это важно на фоне столь благородной цели?



Техническое обеспечение вообще было высшего класса. Свет привезли на двух грузовиках. Красивые стальные фермы и стильные ящики, как в американских фильмах (только там в таких ящиках хранят ядерное оружие). Звук тоже был на уровне. Актеры работали с радиомикрофонами-гарнитурами. Причем у некоторых они были похожи на hands-free - черный шарик на пластамссовой палке, а у некоторых и вообще проводок телесного цвета был приклеен к лицу телесным пластырем, а сам микрофон не превышал поперечное сечение этого проводка. С гарнитурой работать сложно: такой микрофон нельзя отключить, поэтому актер должен даже за сценой молчать как рыба, и даже громко дышать не должен. Однако обычные радиомикрофоны неприменимы на театральной постановке, поэтому проводились отдельные технические репитиции - для моих ребят с декорациями и по работе с микрофонами.



Все сцены перемежались хроникой со специально подобранными сюжетами, стихами, компьютерной графикой и прочими эффектами. Например, перед каждой сценой на экране показывали фотографию ее главного героя - для этого актеров фотографировали в форме, а потом фотографию обрабатывали, чтобы она выглядела старой. Да и само видео (современные куски) было заделано под старую хронику - цветное, но дрожащее и с черточками. Как будто это не DVD и цифровой проектор, а шуршащий киноаппарат.



Вот так... Я все равно не перескажу все свои впечатления - их слишком много. Результат всех наших усилий был очень нагляден. Все ветераны плакали, а в конце аплодировали стоя.
Я считаю, что мы поработали достойно всех остальных и никого не подвели. Этими днями мы все можем гордиться.
Есть и еще одно обстоятельство, которое меня очень радует. Все, кто участвовал в постановке, за эти полгода подготовки очень глубоко погрузились в атмосферу Великой Отечественной, приблизились к ней, насколько это вообще достижимо для людей нашего времени. А еще узнали много военных песен.

За рамками этого письма тоже кое-что осталось. Например, мой визит в типографию в 3 часа ночи накануне дня Х. А то, насколько глубоко я погрузился в дело, я понял, когда после очередной бессонной ночи, надев костюм и галстук, поехал на премьеру. До спектакля, который мы готовили полгода, оставались считанные часы, но я всё-таки достал сценарий, чтобы в миллион-первый раз прочесть его и понять, не упустил ли что-то из виду. Сценарий-то я и так знал наизусть, и мог бы на сцене заменить любого из актеров - я помнил все слова. Но всё равно на реплике одного из персонажей "Не волнуйся, мама. Разобьем фашистов, и через пару месяцев вернусь" у меня из глаз потекли слёзы. Не знаю почему. Как будто мы сегодня идём в свой последний бой, который не имеем права проиграть. В зале будут сидеть те люди, для которых показанные события были реальностью. И когда они аплодировали нам стоя со слезами на глазах, я понял - мы и их погрузили в то далекое и страшное время, пережив вместе с ними и ужас войны, и радость победы.
Я никогда не забуду эту постановку, в которой наряду с МАМИ участвовали РГСУ и академия Н. Нестеровой. Это была наша Победа.

Tags: МАМИ, о своём, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments