motorov (motorov) wrote,
motorov
motorov

Category:

Вот уж чего вы точно не знаете про ЗАЗ...

Эта статья будет опубликована в ноябрьском номере журнала Автопанорама. Я назвал ее "Неизвестный АвтоЗАЗ".

 

 

Отечественные автозаводы меняют руководство и планы развития, иностранные компании строят в России сборочные производства, китайские машины уверенно шагают по нашему рынку… А что тем временем происходит в автомобильной промышленности и на рынке соседней Украины?

В России неплохо продается Chevrolet Lanos – седан класса B, который выпускают на заводе ЗАЗ в Запорожье. Встречаются на наших дорогах и Таврии со Славутами, однако это далеко не вся продукция компании, ныне носящей название «Украинская Автомобильная Корпорация» или УкрАвто.

Посмотрим же на подводную часть айсберга. Такое сравнение не случайно – корпорация контролирует 43% автомобильного рынка Украины и включает в себя как огромную дилерскую сеть зарубежных автопроизводителей, так и сборочные автомобильные заводы, главный из которых – ЗАЗ.

На головном предприятии в Запорожье по схеме полного цикла (со штамповкой, сваркой и окраской кузовов) производятся автомобили ВАЗ 2107, 21093 и 21099 с инжекторными двигателями (вместе около 40 тысяч автомобилей в год), близнецы Daewoo Sens и Chevrolet Lanos, целая гамма автомобилей Таврия: трехдверный хэтчбек, 5-дверный «лифтбек» Славута и Таврия-пикап. Компанию им составляет развозной фургончик собственной разработки на базе Lanos, а также седан Opel Astra  поколения G, получивший название Astra Classic, с тремя двигателями: 1,4, 1,6 и 1,8 л.

Любопытно, что конвейерное соседство с моделями GM идет на пользу Ладам и Славутам. И не только потому, что производство соответствует нормам ISO 9001. Эти машины еще и окрашиваются на одной линии с Chevrolet и Opel – по тем же стандартам и в те же 12 цветов. Так, из ворот цеха навстречу мне выехала серебристая «семерка». Наверно, о цвете «баклажан» счастливые украинские покупатели и вовсе не слышали. На ЗАЗе есть и собственная окрасочная линия для пластмассовых деталей Eisenmann. Поэтому Таврии наравне с Ланосами щеголяют окрашенными в цвет кузова бамперами.

В структуру запорожского автогиганта также входит завод «АвтоЗАЗ-Мотор», ранее – Мелитопольский моторный завод, выпускающий двигатели для легковых автомобилей, и Ильичевский завод автоагрегатов под Одессой. За этим названием кроется предприятие по крупноузловой сборке иномарок. Технологию производства автомобилей из машинокомплектов – SKD – правильнее назвать «досборкой». Она позволяет без серьезной технологической базы и больших затрат одновременно выпускать большое число моделей и легко варьировать объемы выпуска. Таким же способом на российском Автоторе собирают, например, автомобили Hummer и Cadillac.

Тем временем, в  Ильичевске выпускают Chrysler 300 C, Jeep Grand Cherokee, Мерседесы классов A, C, E, S и ML, целый ряд моделей Chevrolet: Aveo, Tacuma, Evanda и Lacetti. В ноябре, одновременно с началом продаж в России, в украинскую дилерскую сеть поступит седан Epica и кроссовер Captiva. Разница лишь в одном – машины для Украины будут из Ильичевска. Кроме того, здесь выпускают целую гамму Opel: Corsa, Meriva, Zafira, Vectra и Signum, а к хэтчбеку и универсалу Astra H скоро присоединится трехдверка. И это еще не все: на купленных у индийской фирмы ТАТА агрегатах заводчане разработали 26-местный автобус I-Van. Пока что его собирают по 400 штук в год, но хотят довести производство до двух тысяч. Совместно с ТАТА производят грузовики-эвакуаторы и рефрижераторы. Не брезгуют на заводе и китайскими моделями, а именно грузовиками Dong Feng и легковыми Chery. И наконец, в Ильичевске совместно с Минским автозаводом производят тягачи МАЗ и полуприцепы-автовозы. В перспективе производство грузовиков и автобусов под Одессой хотят расширить, построив новые цеха. Вся продукция предприятия поставляется только на внутренний рынок.

Если с остальными моделями все более-менее прозрачно, то стройность модельного ряда «Шевро-Дэу» нарушает путаница с названиями и эмблемами. Даже в заводских материалах и пресс-релизах не найти однообразия. По дорогам Украины бегает огромное количество выпущенных ранее Daewoo Lanos. А теперь Ланосами называют автомобили с крестом Chevrolet. Но не только! Развозные «каблучки» называются «Ланос-фургон», хотя и выпускаются под маркой ЗАЗ. Под капотом у них те же румынские 1,5-литровые двигатели, что и у Chevrolet Lanos. А вот седаны с мелитопольскими мотрами 1,3 л носят имя Sens и тот же зазовский овал. Под маркой Daewoo ни Lanos, ни Sens больше не производятся (или запорожцам все же удалось ввести нас в заблуждение?). Одно точно: Chevrolet можно узнать по видоизмененной решетке радиатора и другой (но вряд ли более красивой) задней оптике, а все автомобили Sens предназначены только для внутреннего рынка Украины.

Двигатель МеМЗ 1,3 л  развивает мощность 70 л. с. и крутящий момент 108 Нм и соответствует нормам Euro-2. Он устанавливается не только на Sens, но и на дорогие версии Славуты. А пока в Мелитополе завершаются испытания нового инжекторного мотора объемом 1,4 л мощностью 77 л. с., рассчитанного на работу с трансмиссией Chevrolet Lanos.

На будущее у руководства корпорации «планов громадье». На АвтоЗАЗе сейчас активно ищут пути увеличить объемы выпуска Ланоса – в первую очередь для поставок в Россию, ведь емкость и потребность нашего рынка намного больше нынешних квот. Для этого планируется локализовать производство некоторых комплектующих, которые сейчас поставляются с завода GM FSO в Польше. Впрочем, ЗАЗ и так работает в три смены, по 20 часов в сутки и выпускает 30 автомобилей в час. Так стоит ли пытаться объять необъятное? Ответом на это стал озвученный план строительства нового завода в Запорожье – для новой модели класса В, которая в перспективе заменит Славуту. Таврия скоро будет снята с производства. Новая модель ЗАЗа уже не будет собственной. Предположительно, ей станет машина из гаммы GM.

Параллельно идет реконструкция действующих мощностей. В течение года обещают наладить производство модернизированных Ланосов. Над рестайлингом внешности и интерьера работает знаменитая итальянская фирма Ital Design. Изменения коснутся и комплектации, но эти вопросы будут решать не инженеры, а маркетологи Chevrolet. Представители GM признались, что и нынешний Lanos мог бы оснащаться АБС и даже автоматической коробкой передач, но в таком случае возникла бы внутренняя конкуренция с Aveo. В то же время на рынок Украины поставляют Ланосы с АБС – очевидно, чтобы развести эту модель и более дешевый Sens

В 2005 году корпорацией было продано 150 тысяч машин. При общем объеме рынка в 370 тысяч это весьма солидный результат. Нынешние планы еще более смелые: на заводах АвтоЗАЗ в течение 2006 года планируют собрать около 200 тысяч автомобилей разных марок. 58500 из них будут выпущены методом крупноузловой сборки. В будущем ЗАЗ собирается увеличивать долю полноценного производства. Бывший производитель Запорожцев превратился в успешное современное предприятие, приносящее своим швейцарским инвесторам $5 миллионов дивидендов в год несмотря на возникающие трудности. Вот таким предстал российским журналистам современный ЗАЗ. Утопия?.. Реальность. Великая Украинская Мечта.

 

 

Tags: автомобильное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments