?

Log in

No account? Create an account
Хроника пикирующего проектировщика
Жизнь напрокат
Вот уж чего вы точно не знаете про ЗАЗ... 
21st-Oct-2006 12:13 am
Сокол
Эта статья будет опубликована в ноябрьском номере журнала Автопанорама. Я назвал ее "Неизвестный АвтоЗАЗ".

 

 

Отечественные автозаводы меняют руководство и планы развития, иностранные компании строят в России сборочные производства, китайские машины уверенно шагают по нашему рынку… А что тем временем происходит в автомобильной промышленности и на рынке соседней Украины?

В России неплохо продается Chevrolet Lanos – седан класса B, который выпускают на заводе ЗАЗ в Запорожье. Встречаются на наших дорогах и Таврии со Славутами, однако это далеко не вся продукция компании, ныне носящей название «Украинская Автомобильная Корпорация» или УкрАвто.

Посмотрим же на подводную часть айсберга. Такое сравнение не случайно – корпорация контролирует 43% автомобильного рынка Украины и включает в себя как огромную дилерскую сеть зарубежных автопроизводителей, так и сборочные автомобильные заводы, главный из которых – ЗАЗ.

На головном предприятии в Запорожье по схеме полного цикла (со штамповкой, сваркой и окраской кузовов) производятся автомобили ВАЗ 2107, 21093 и 21099 с инжекторными двигателями (вместе около 40 тысяч автомобилей в год), близнецы Daewoo Sens и Chevrolet Lanos, целая гамма автомобилей Таврия: трехдверный хэтчбек, 5-дверный «лифтбек» Славута и Таврия-пикап. Компанию им составляет развозной фургончик собственной разработки на базе Lanos, а также седан Opel Astra  поколения G, получивший название Astra Classic, с тремя двигателями: 1,4, 1,6 и 1,8 л.

Любопытно, что конвейерное соседство с моделями GM идет на пользу Ладам и Славутам. И не только потому, что производство соответствует нормам ISO 9001. Эти машины еще и окрашиваются на одной линии с Chevrolet и Opel – по тем же стандартам и в те же 12 цветов. Так, из ворот цеха навстречу мне выехала серебристая «семерка». Наверно, о цвете «баклажан» счастливые украинские покупатели и вовсе не слышали. На ЗАЗе есть и собственная окрасочная линия для пластмассовых деталей Eisenmann. Поэтому Таврии наравне с Ланосами щеголяют окрашенными в цвет кузова бамперами.

В структуру запорожского автогиганта также входит завод «АвтоЗАЗ-Мотор», ранее – Мелитопольский моторный завод, выпускающий двигатели для легковых автомобилей, и Ильичевский завод автоагрегатов под Одессой. За этим названием кроется предприятие по крупноузловой сборке иномарок. Технологию производства автомобилей из машинокомплектов – SKD – правильнее назвать «досборкой». Она позволяет без серьезной технологической базы и больших затрат одновременно выпускать большое число моделей и легко варьировать объемы выпуска. Таким же способом на российском Автоторе собирают, например, автомобили Hummer и Cadillac.

Тем временем, в  Ильичевске выпускают Chrysler 300 C, Jeep Grand Cherokee, Мерседесы классов A, C, E, S и ML, целый ряд моделей Chevrolet: Aveo, Tacuma, Evanda и Lacetti. В ноябре, одновременно с началом продаж в России, в украинскую дилерскую сеть поступит седан Epica и кроссовер Captiva. Разница лишь в одном – машины для Украины будут из Ильичевска. Кроме того, здесь выпускают целую гамму Opel: Corsa, Meriva, Zafira, Vectra и Signum, а к хэтчбеку и универсалу Astra H скоро присоединится трехдверка. И это еще не все: на купленных у индийской фирмы ТАТА агрегатах заводчане разработали 26-местный автобус I-Van. Пока что его собирают по 400 штук в год, но хотят довести производство до двух тысяч. Совместно с ТАТА производят грузовики-эвакуаторы и рефрижераторы. Не брезгуют на заводе и китайскими моделями, а именно грузовиками Dong Feng и легковыми Chery. И наконец, в Ильичевске совместно с Минским автозаводом производят тягачи МАЗ и полуприцепы-автовозы. В перспективе производство грузовиков и автобусов под Одессой хотят расширить, построив новые цеха. Вся продукция предприятия поставляется только на внутренний рынок.

Если с остальными моделями все более-менее прозрачно, то стройность модельного ряда «Шевро-Дэу» нарушает путаница с названиями и эмблемами. Даже в заводских материалах и пресс-релизах не найти однообразия. По дорогам Украины бегает огромное количество выпущенных ранее Daewoo Lanos. А теперь Ланосами называют автомобили с крестом Chevrolet. Но не только! Развозные «каблучки» называются «Ланос-фургон», хотя и выпускаются под маркой ЗАЗ. Под капотом у них те же румынские 1,5-литровые двигатели, что и у Chevrolet Lanos. А вот седаны с мелитопольскими мотрами 1,3 л носят имя Sens и тот же зазовский овал. Под маркой Daewoo ни Lanos, ни Sens больше не производятся (или запорожцам все же удалось ввести нас в заблуждение?). Одно точно: Chevrolet можно узнать по видоизмененной решетке радиатора и другой (но вряд ли более красивой) задней оптике, а все автомобили Sens предназначены только для внутреннего рынка Украины.

Двигатель МеМЗ 1,3 л  развивает мощность 70 л. с. и крутящий момент 108 Нм и соответствует нормам Euro-2. Он устанавливается не только на Sens, но и на дорогие версии Славуты. А пока в Мелитополе завершаются испытания нового инжекторного мотора объемом 1,4 л мощностью 77 л. с., рассчитанного на работу с трансмиссией Chevrolet Lanos.

На будущее у руководства корпорации «планов громадье». На АвтоЗАЗе сейчас активно ищут пути увеличить объемы выпуска Ланоса – в первую очередь для поставок в Россию, ведь емкость и потребность нашего рынка намного больше нынешних квот. Для этого планируется локализовать производство некоторых комплектующих, которые сейчас поставляются с завода GM FSO в Польше. Впрочем, ЗАЗ и так работает в три смены, по 20 часов в сутки и выпускает 30 автомобилей в час. Так стоит ли пытаться объять необъятное? Ответом на это стал озвученный план строительства нового завода в Запорожье – для новой модели класса В, которая в перспективе заменит Славуту. Таврия скоро будет снята с производства. Новая модель ЗАЗа уже не будет собственной. Предположительно, ей станет машина из гаммы GM.

Параллельно идет реконструкция действующих мощностей. В течение года обещают наладить производство модернизированных Ланосов. Над рестайлингом внешности и интерьера работает знаменитая итальянская фирма Ital Design. Изменения коснутся и комплектации, но эти вопросы будут решать не инженеры, а маркетологи Chevrolet. Представители GM признались, что и нынешний Lanos мог бы оснащаться АБС и даже автоматической коробкой передач, но в таком случае возникла бы внутренняя конкуренция с Aveo. В то же время на рынок Украины поставляют Ланосы с АБС – очевидно, чтобы развести эту модель и более дешевый Sens

В 2005 году корпорацией было продано 150 тысяч машин. При общем объеме рынка в 370 тысяч это весьма солидный результат. Нынешние планы еще более смелые: на заводах АвтоЗАЗ в течение 2006 года планируют собрать около 200 тысяч автомобилей разных марок. 58500 из них будут выпущены методом крупноузловой сборки. В будущем ЗАЗ собирается увеличивать долю полноценного производства. Бывший производитель Запорожцев превратился в успешное современное предприятие, приносящее своим швейцарским инвесторам $5 миллионов дивидендов в год несмотря на возникающие трудности. Вот таким предстал российским журналистам современный ЗАЗ. Утопия?.. Реальность. Великая Украинская Мечта.

 

 

This page was loaded Nov 24th 2017, 6:39 pm GMT.